Особенности технологии
SLI работает на устройствах подключенные в общую сеть видеокарт, где одна карта выступает в качестве конечного порта вызова или главного
устройства, отвечающего за отправку на дисплей окончательно прорисованной трехмерной графики. Эта технология может одновременно соединять 2,
3 и 4 графических процессора, стилизованные под 2-way, 3-way и 4-Way SLI.
Мост SLI обеспечивает передачу данных и отношения «ведущий-ведомый» между двумя идентичными графическими процессорами. Идея состоит в том,
чтобы обойти чипсет материнской платы в целом и позволить устройствам обмениваться данными напрямую, избегая, таким образом, конкуренции за
ограниченную пропускную способность.
Существует четыре типа мостов:
- Стандартный мост SLI с полосой пропускания до 1 ГБ в секунду и тактовой частотой 400 МГц.
-
Светодиодный мост SLI, который похож на ранее упомянутый стандартный мост, за исключением пикселей с тактовой частотой 540 МГц и
способности излучать светодиодное освещение RGB во время работы. -
Мост SLI HB или мост с высокой пропускной способностью, работающий на частоте 650 МГц со скоростью передачи около 2 ГБ в секунду. В
настоящее время это самый распространенный мост. -
Мост NVLink считаетсяя самым последним форматом и уникальным для линейки графических процессоров Nvidia RTX. Отличается
скоростью до 100 ГБ в секунду.
Различные скорости передачи означают, что каждый тип подходит для определенного разрешения. Мост SLI лучше работает при 1080p,
светодиод SLI — при 4K, а SLI HB и NVLink подходят для 5K.
Работа SLI — сводится к разделению задач рендеринга в равной степени между графическими процессорами. В
большинстве случаев одна карта будет концентрироваться на наборе кадров, а другая — на другой половине. В совокупности создается полностью
сформированный кадр, готовый для отображения на мониторе.
В настоящее время существует три режима SLI:
-
Рендеринг с разделением кадров, при котором нагрузка рендеринга распределяется по горизонтали на куски в зависимости от сложности 3D и
делится на графические процессоры. -
Альтернативный рендеринг кадров, при котором каждый графический процессор последовательно выводит кадр. GPU 1 отображает кадр 1, GPU 2
отображает кадр 2, GPU 1 отображает кадр 3, GPU 2 отображает кадр 4 и т.д. До бесконечности. Результатом считается более высокая частота
кадров. -
Сглаживание SLI, благодаря чему возможности сглаживания увеличиваются в два раза благодаря совместному распределению задачи обработки между
графическими процессорами в схеме смещения. Результатом считается поразительно лучшее визуальное качество, но в результате
производительность имеет тенденцию принимать удар. Возможно сталкивались с этой опцией в настройках игр, часто сопровождаемых SLI 8X
или SLI 16X, и задавались вопросом, что все это значит?
Чтобы SLI работал, разработчики должны кодировать игры для поддержки этой технологии. Из-за сложности, присущей двум графическим процессорам
для совместной работы, этот процесс требует значительных усилий.
После того, как они установили солидный набор настроек, которые не нарушают игру, Nvidia публикует так называемый профиль SLI. Он
содержит набор обновлений драйверов, предназначенных для подготовки графического процессора к работе с игрой и повышения графической
производительности.
Особенности технологии
SLI работает на устройствах подключенные в общую сеть видеокарт, где одна карта выступает в качестве конечного порта вызова или главного устройства, отвечающего за отправку на дисплей окончательно прорисованной трехмерной графики. Эта технология может одновременно соединять 2, 3 и 4 графических процессора, стилизованные под 2-way, 3-way и 4-Way SLI.
Мост SLI обеспечивает передачу данных и отношения «ведущий-ведомый» между двумя идентичными графическими процессорами. Идея состоит в том, чтобы обойти чипсет материнской платы в целом и позволить устройствам обмениваться данными напрямую, избегая, таким образом, конкуренции за ограниченную пропускную способность.
Существует четыре типа мостов:
- Стандартный мост SLI с полосой пропускания до 1 ГБ в секунду и тактовой частотой 400 МГц.
- Светодиодный мост SLI, который похож на ранее упомянутый стандартный мост, за исключением пикселей с тактовой частотой 540 МГц и способности излучать светодиодное освещение RGB во время работы.
- Мост SLI HB или мост с высокой пропускной способностью, работающий на частоте 650 МГц со скоростью передачи около 2 ГБ в секунду. В настоящее время это самый распространенный мост.
- Мост NVLink считаетсяя самым последним форматом и уникальным для линейки графических процессоров Nvidia RTX. Отличается скоростью до 100 ГБ в секунду.
Различные скорости передачи означают, что каждый тип подходит для определенного разрешения. Мост SLI лучше работает при 1080p, светодиод SLI — при , а SLI HB и NVLink подходят для 5K.
Работа SLI — сводится к разделению задач рендеринга в равной степени между графическими процессорами. В большинстве случаев одна карта будет концентрироваться на наборе кадров, а другая — на другой половине. В совокупности создается полностью сформированный кадр, готовый для отображения на мониторе.
В настоящее время существует три режима SLI:
- Рендеринг с разделением кадров, при котором нагрузка рендеринга распределяется по горизонтали на куски в зависимости от сложности 3D и делится на графические процессоры.
- Альтернативный рендеринг кадров, при котором каждый графический процессор последовательно выводит кадр. GPU 1 отображает кадр 1, GPU 2 отображает кадр 2, GPU 1 отображает кадр 3, GPU 2 отображает кадр 4 и т.д. До бесконечности. Результатом считается более высокая частота кадров.
- Сглаживание SLI, благодаря чему возможности сглаживания увеличиваются в два раза благодаря совместному распределению задачи обработки между графическими процессорами в схеме смещения. Результатом считается поразительно лучшее визуальное качество, но в результате производительность имеет тенденцию принимать удар. Возможно сталкивались с этой опцией в настройках игр, часто сопровождаемых SLI 8X или SLI 16X, и задавались вопросом, что все это значит?
Чтобы SLI работал, разработчики должны кодировать игры для поддержки этой технологии. Из-за сложности, присущей двум графическим процессорам для совместной работы, этот процесс требует значительных усилий.
После того, как они установили солидный набор настроек, которые не нарушают игру, Nvidia публикует так называемый профиль SLI. Он содержит набор обновлений драйверов, предназначенных для подготовки графического процессора к работе с игрой и повышения графической производительности.
Анализ игровой производительности
Как всегда, изучать производительность видеокарт я начну с анализа уровня FPS. Для этого я взял несколько популярных современных игр, которые имеют достаточно высокую ресурсоемкость. Были выбраны наиболее тяжелые сцены, тестирование производилось в трех разрешениях: мейнстримовом 1920х1080 (Full HD), расширенном 2560х1440 (WQHD) и сверхтяжелом 3840х2160 (Ultra HD). На графиках ниже на протяжении определенного отрезка времени показан ежесекундный уровень FPS. Минимальное и максимальное значения выделены отдельно. По среднему FPS будет проводиться сравнение с остальными видеокартами. Допустимым уровнем комфортного времяпрепровождения будем считать показатель 30 FPS
Отдельное внимание в данной статье уделено новинкам Ubisoft: Assassin’s Creed: Unity и Far Cry 4
Ремонт ga m57sli s4
Добрый день, Начну с того что я не очень хорошо разбираюсь в настройках Bios и самого компьютера, так что заранее прошу прошение. Суть моей проблемы заключается в том, что после загрузки компьютера, независимо какое действие выполняется (просмотр интернет страниц, прослушивание музыки или просто бездействует), компьютер зависает намертво, т.е. красная лампочка загрузки перестает мигать. Помогает только перезагрузка. Это также не зависит от времени примерно где-то через 3-15 мин. Заметил, что если «нагрузить» винчестер, то он мгновенно зависает. Копировать файлы практически невозможно. При этом винчестер новый. Поначалу отнёс компьютер в сервис. Как они мне сообщили, что провели множество тестов (проводили около недели) и никаких проблем «на железном уровне не выявили». Сообщили, что я неправильно подключил винчестер. После сервиса компьютер работал крайне медленно, порой зависал на несколько секунд, но все таки как-то работал. Я люблю поиграть в игры и меня это крайне не устраивало, также не нравилась Windows которую они мне установили (кокая-то сборка). И я решил переустановить Windows. Взял официальный диск Windows XP SP3 и благополучно переустановил. Драйвера установил с сайта производителя. Ах да, я ещё, перед установкой Windows, в Bios’e выбрал настройки Optimized Default. Просто предположил, что стандартные настройки лучше всего и так как я в Bios не разбираюсь. И сейчас система работает достаточно быстро, но виснет (красная лампочка просто перестаёт мигать). Пожалуйста помогите разобраться
Спасибо за внимание
Computer: Computer Type Многопроцессорный компьютер с ACPI Operating System Microsoft Windows XP Professional OS Service Pack Service Pack 3 Internet Explorer 6.0.2900.5512 DirectX 4.09.00.0904 (DirectX 9.0c) Computer Name COMPUTER User Name User Logon Domain COMPUTER
Motherboard: CPU Type DualCore AMD Athlon 64 X2, 2000 MHz (10 x 200) 3800+ Motherboard Name Gigabyte GA-M57SLI-S4 (2 PCI, 3 PCI-E x1, 2 PCI-E x16, 4 DDR2 DIMM, Audio, Gigabit LAN, IEEE-1394) Motherboard Chipset nVIDIA nForce 570 SLI, AMD Hammer System Memory 1024 MB (DDR2-667 DDR2 SDRAM) DIMM1: Nanya M2U51264TU88A2B-3C 512 MB DDR2-667 DDR2 SDRAM (5-5-5-15 @ 333 MHz) (4-4-4-12 @ 266 MHz) (3-3-3-9 @ 200 MHz) DIMM3: Nanya M2U51264TU88A2B-3C 512 MB DDR2-667 DDR2 SDRAM (5-5-5-15 @ 333 MHz) (4-4-4-12 @ 266 MHz) (3-3-3-9 @ 200 MHz) BIOS Type Award Modular (01/24/08) Communication Port Последовательный порт (COM1) Communication Port Порт принтера (LPT1)
Display: Video Adapter NVIDIA GeForce 8600 GT (256 MB) 3D Accelerator nVIDIA GeForce 8600 GT Monitor LG L1918S (180443470)
Multimedia: Audio Adapter Realtek ALC888 @ nVIDIA nForce 570 SLI (MCP55P) — High Definition Audio Controller
Storage: IDE Controller NVIDIA nForce 590/570/550 Serial ATA Controller IDE Controller NVIDIA nForce 590/570/550 Serial ATA Controller IDE Controller NVIDIA nForce 590/570/550 Serial ATA Controller IDE Controller Стандартный двухканальный контроллер PCI IDE Disk Drive ST1000DM003-9YN162 (1000 GB, 7200 RPM, SATA-III) SMART Hard Disks Status OK
Input: Keyboard Клавиатура HID Keyboard Стандартная (101/102 клавиши) или клавиатура PS/2 Microsoft Natural Mouse HID-совместимая мышь
Network: Primary IP Address 192.168.1.5 Primary MAC Address 00-1D-7D-D7-58-06 Network Adapter NVIDIA nForce Networking Controller (192.168.1.5) Network Adapter WAN (PPP/SLIP) Interface (93.84.10.1)
Peripherals: Printer Lexmark Z600 Series Printer Microsoft XPS Document Writer USB1 Controller nVIDIA nForce 570 SLI (MCP55P) — OHCI USB 1.1 Controller USB2 Controller nVIDIA nForce 570 SLI (MCP55P) — EHCI USB 2.0 Controller USB Device BearPaw 2448CS Plus WIA Scanner USB Device USB HID-совместимое устройство USB Device USB HID-совместимое устройство USB Device Поддержка USB принтера USB Device Составное USB устройство
DMI: DMI BIOS Vendor Award Software International, Inc. DMI BIOS Version FF DMI System Manufacturer DMI System Product DMI System Version DMI System Serial Number DMI Motherboard Manufacturer Gigabyte Technology Co., Ltd. DMI Motherboard Product M57SLI-S4 DMI Motherboard Version x.x DMI Motherboard Serial Number Tue Jan 01 00:04:48 2008 DMI Chassis Manufacturer DMI Chassis Version DMI Chassis Serial Number DMI Chassis Asset Tag DMI Chassis Type Desktop Case DMI Total / Free Memory Sockets 4 / 0
Источник
BIOS
Как и полагается высокоуровневым решениям на базе чипсетов NVIDIA, рассмотренные сегодня платы обладают широкими возможностями тонкой настройки системы. Кроме возможности повышать частоту системной шины до 625 МГц и основных напряжений, в BIOS Setup платы XFX MB-N780-ISH9 можно управлять количеством активных ядер процессора, а также таким параметром, как GTLVREF для каждого ядра, который позволяет компенсировать просадку напряжения при сильной загрузке процессора. Уровень настраиваемых напряжений не так велик и находится в разумных пределах, что вряд ли устроит хардкорных бенчеров. Естественно, уникальная возможность изменять частоту памяти независимо от частоты FSB (режим Unlinked), присущая решениям на чипсетах калифорнийской компании, присутствует и в этой модели системной платы. При необходимости можно выбрать «синхронный» режим работы модулей памяти (режим Linked), когда частоты памяти и FSB привязаны друг к другу. Количество настроек таймингов на должном уровне, имеется также возможность установить Command Rate 1T, увеличивающий быстродействие памяти, но уменьшающий её частотный потенциал. Напомним, что в чипсетах Intel до недавнего времени этот параметр был жёстко заблокирован на значении 2T.
ASUS Striker II Formula нисколько не уступает референсному решению, а даже превосходит его. Так, частоту шины FSB можно увеличить до нереальных 800 МГц, настройки напряжений изменяются в широких пределах (максимум 2,4 В на процессор и 2,78 В на память!), а параметр GTL_REF (аналогичен GTLVREF) можно настраивать как для процессора, так и для чипсета и памяти. Имеется возможность асинхронного изменения частоты работы памяти, а количество изменяемых таймингов равно 15. Раздел мониторинга в BIOS позволяет отследить все необходимые параметры системы и настроить порог срабатывания защиты при перегреве северного или южных мостов (70-90°). Для начинающих оверклокеров имеются предустановки, позволяющие разогнать имеющийся процессор до 20% от номинальной частоты.
Модель |
XFX MB-N780-ISH9 |
ASUS Striker II Formula |
BIOS |
||
Тип BIOS |
Phoenix-Award |
Phoenix-Award |
Возможность старта материнской платы при повреждении BIOS |
– |
– |
Мониторинг и управление системами охлаждения |
||
Количество контролируемых линий питания |
8 |
11 |
Количество контролируемых линий системы охлаждения (температура) |
3 |
7 |
Количество контролируемых линий системы охлаждения (обороты кулеров) |
5 |
8 |
Система зависимости оборотов кулеров от температуры |
+ |
+ |
Возможность выключения системы при перегреве |
– |
+ |
Сигнализация при перегреве |
– |
+ |
Сигнализация при отказе кулеров |
– |
– |
Дополнительно |
– |
– |
Возможности разгона |
||
Изменение множителя процессора (функционирует ли реально) |
Есть, функционирует только на процессорах с разблокированным множителем |
Есть, функционирует только на процессорах с разблокированным множителем |
Изменение частот (указывается, в каких пределах и с каким шагом) |
||
Фронтальная шина |
От 400 до 2500 МГц с шагом 1 МГц |
От 533 до 3200 МГц с шагом 1 МГц |
Частоты шин |
PCI Express: от 100 до 200 МГц с шагом 1 МГц |
SPP<->MPC Ref Clock: от 200 до 500 МГц с шагом 2 МГцPCI Express х16(1,2): от 100 до 200 МГц с шагом 1 МГц |
Частота памяти (при использовании тестовых модулей) |
От 400 до 1400 МГц с шагом 1 МГц |
От 400 до 2600 МГц с шагом 1 МГц |
Изменение уровней питания (указывается, в каких пределах и с каким шагом) |
||
На центральный процессор |
От 0,50000 до 1,80000 В с шагом 0,0625 В |
От 1,10000 до 2,40000 В с шагом 0,0625 В |
На шину FSB, PCI-Express или другие |
CPU FSB: от 1,2 до 1,5 В с шагом 0,1 ВHT SPP<->MCP: от 1,20 до 1,55 В с шагом 0,05 ВMCP Auxiliary: от 1,50 до 1,70 В с шагом 0,10 В |
1.2V HT: от 1,20 до 1,95 В с шагом 0,05 ВCPU VTT: от 1,20 до 2,46 В с шагом 0,02 ВCPU PLL: от 1,50 до 3,00 В с шагом 0,02 ВBridge Core: от 1,20 до 1,55 В с шагом 0,05 В |
На модули памяти |
От 1,800 до 2,500 В с шагом 0,025 В |
От 1,50 до 2,78 В с шагом 0,02 В |
На NorthBridge (северный мост) |
От 1,500 до 1,750 В с шагом 0,025 В |
От 1,25 до 1,91 В с шагом 0,02 В |
На SouthBridge (южный мост) |
От 1,30 до 1,55 В с шагом 0,05 В |
От 1,50 до 1,85 В с шагом 0,05 В |
Количество изменяемых временных задержек памяти |
10 |
12 |
Перечисление изменяемых временных задержек памяти |
tCL, TRCD, TRP, tRAS, tRRD, TRC, TWR, TWTR, TREF, CMD |
tCL, tRCD, tRP, tRAS, CMD, tRRD, tRC, tWR, tWTR, tREF, tRD, tRFC |
Возможность динамического разгона |
– |
– |
Как сделать SLI на ПК
Для создания системы SLI, компоненты компьютера должны соответствовать определенным требованиям:
- В материнских платах должна быть поддержка этой технологии и как минимум два порта PCI Express x16;
- Видеокарты Nvidia с этим слотом подключения не старше моделей GeForce 6 или GT 200;
- Блок питания мощностью от 550 Ватт (желательно сертифицированный как SLI Ready).
Кроме того, рекомендуется использовать мост – специальный кабель, который подключается к слотам на верхней кромке видеокарт и позволяет им передавать данные напрямую.
Важный момент – используемые видеокарты должны быть обязательно построены на базе графического чипа Nvidia. Не обязательно использовать устройства с одинаковыми параметрами или одной марки, однако замечено, что связка из пары, полностью идентичных устройств, работает более эффективно благодаря синхронизации частот.
При запуске компьютера, если вы его только собрали, потребуется установить драйвера для обоих графических ускорителей. Рекомендую пользоваться утилитой GeForce Experience – она автоматически загружает и обновляет все необходимые драйвера.
Проверить корректность работы видеоадаптеров можно через Диспетчер устройств на Панели управления в соответствующем разделе. Если драйверов нет или они не подходят, девайс будет определяться как неизвестное устройство, о чем сигнализирует значок в виде желтого треугольника с восклицательным знаком внутри.
Для настройки парной работы, следует запустить Панель управления Nvidia и перейти в раздел «Настроить SLI, Physx». В выпадающем меню выберите пункт «Максимальная производительность» и нажмите кнопку «Применить».
После этого экран должен несколько раз моргнуть, пока система настраивается для наиболее эффективного режима работы. Для подтверждения новых настроек нужно нажать кнопку «Применить».
Для активации режима SLI перейдите и выберите пункт «Изменение настроек 3D» и в параметре «Режим производительности SLI» установите значение «Альтернативная обработка 2».
Немного истории
Началом эры SLI можно считать 1998 год. Тогда компания 3dfx впервые сумела реализовать возможность объединения нескольких видеокарт для решения одной задачи. Однако развитие интерфейса AGP затормозило разработки в этом направлении, так как все материнские платы того времени оснащались только одним слотом для видеоплаты.
SLI от 3DFX — «дедушка» современной технологии
После того, как в 2001 году 3dfx были куплены компанией Nvidia, все разработки в этом направлении ожидали своего часа, который наступил только в 2004 году. Именно тогда, в 6000-й серии GeForce (первые видеокарты, разработанные специально под новейший на то время интерфейс PCI-Express) имеющиеся разработки были усовершенствованы и внедрены в продукты массового потребления.
SLI из двух GeForce 6600GT
Сперва объединить можно было две видеокарты GeForce 6600 или 6800, с выходом 7000-й серии (в которой была представлена первая полноценная двухпроцессорная плата от Nvidia, 7900GX2) появилась возможность построения четырехпроцессорной конфигурации (из 2 карт), а позже стало возможным и сочетание 3 или 4 раздельных ГП.
Решено GA-M57SLI-S4 нет старта
almaks
С кнопки не стартует только принудительно, причем первое включение БП пост в нулях выкл вкл пошла загрузка на холодной материнке. По первому включению нет питания процессора на память 1,6v и залипший резет, перещелкнул выключателем БП все питатели работают загрузка до FF. Мульт IT8716F-S CXS на 106 ногу напруга с кнопки приходит сам мульт менял, заменил так же транзистор Q1. Пока один вопрос найти старт.
И еще один тему на ромбе оформить нужно во всех выпадающих меню отметиться (биос, чипсет и т.д.). Давно не заходил с наскоку не разобрался.
К теме отвалов не нашел, дутых емкостей нет, APM не обнаружил.
ASUS A8NSLI Deluxe: максимум возможностей
Эта модель уже принимала участие в тестировании материнских плат для платформыAMD 64 и немного известна нашему
читателю. Продукты ASUS с приставкой Deluxe всегда были в числе лидеров как
по оснащению, так и по функциональности, и A8N-SLI отнюдь не исключение. Не перечисляя,
что же, собственно, есть на плате, сразу скажем есть все. Более того,
некоторых вещей здесь даже в избытке например, далеко не каждому энтузиасту
удастся найти применение восьми портам SATA.
Из приятных особенностей можно отметить довольно большое расстояние между двумя слотами PCIe x16 (что позволяет устанавливать видеокарты с «двухэтажными» системами охлаждения и исключает возможность того, что установке второй видеокарты помешает кулер чипсета), мощный радиатор модуля VRM, наличие двух портов PCIe x1. Переключение между режимами SLI и Single производится ключом-коммутатором, выполненным в формате SO-DIMM. Пользоваться им очень удобно ключ легко вставляется и надежно фиксируется. Наличие дополнительного разъема питания скорее необходимость, нежели страховка инженеров ASUS: обеспечить нормальную подачу достаточного питания для двух видеокарт уровня 6600GT и мощного процессора задача довольно нетривиальная. Подобное решение наверняка положительно скажется на стабильности работы в режимах максимальной нагрузки, и система защиты, не позволяющая эксплуатировать платы в SLI-режиме без подключенного дополнительного коннектора питания, тут весьма кстати.
В целом плата произвела очень хорошее впечатление, это качественный продукт с отличной функциональностью, прекрасным оснащением и большим количеством настроек.
Мифы об использовании режима Dual Graphics для увеличения производительности графической системы
Некоторые наивные юзеры устанавливают две карты для увеличения производительности, считая, что она повысится в два раза (раз две карты на борту). Это заблуждение. Прирост производительности, как показывает практика, редко превышает 20-30 %.
Кроме того, показатель этот рассчитывается по более слабой карте. Например, если у нас имеется у одной карты 8 Гб памяти, а у другой – 2 Гб, как ни крути, на выходе пользователь получит всего 2 Гб. То же самое касается и установки двух карт, допустим, с памятью 4 Гб каждая. На выходе останутся все те же 4 Гб.
Еще один момент: если одна карта MSI, а вторая EVGA, расчет суммарной производительности будет производиться именно по той, которая обладает наименьшими частотами. Так что, как видим, обольщаться особо не стоит.
Отключение режимов при помощи «родных» утилит
Несмотря на простоту описанных методов, лучше всего (и безопаснее) использовать «родные» утилиты настройки и управления графическими адаптерами, которые инсталлируются автоматически при установке соответствующих драйверов, или установленные дополнительно.
Для карт nVidia моно использовать GeForce SLI Profile Tool, PhysX, Riva Tuner и т. д. Для чипсетов AMD пригодятся утилиты вроде ATI Tray Tool или ATI Catalyst Control Centre и другие. Их использование более простое, настолько, что даже не придется «лазить» в системной конфигурации или в BIOS, чтобы изменить тот или иной параметр. Если разобраться, такое решение рассматриваемой нами проблемы (как отключить Crossfire/SLI) будет более эффективным, при этом исключается даже возникновение конфликтов между установленным оборудованием (к сожалению, встречается и такое).
MSI K8N SLI Platinum: достойное пополнение в серии Platinum
Очередной продукт в серии Platinum представляет собой вполне типичную современную материнскую плату под Socket 939 без каких-либо функциональных изысков здесь присутствует тот джентльменский набор компонентов, который необходим для соответствия званию топового продукта. По удобству компоновки плата несколько уступает A8N-SLI Deluxe слоты PCIe x16 расположены слишком близко, вследствие чего использование мощных видеокарт с массивной системой охлаждения довольно проблематично, а кулер чипсета размещен непосредственно напротив второго слота и может помешать установке второй видеокарты. Разъемы DIMM плотно сгруппированы, и двухканальный режим активируется, только если модули находятся в первом и втором слоте, а не в первом и третьем, как мы предполагали исходя из их цветовой маркировки. Переключение между графическими режимами также выполняется ключом-коммутатором формата SO-DIMM. Разъем ключа очень тугой, и для смены режима работы графической подсистемы понадобится приложить значительное усилие. Отдельно хотелось бы отметить установленный на плате чип CA0106 DAT от Creative (такой же стоит на Sound Blaster Live! 24 bit), его присутствие здесь как минимум даст возможность сэкономить на отдельной качественной звуковой плате. Любителям тонкой настройки системы наверняка придутся по вкусу как хорошие возможности BIOS Setup, так и его сброс простым нажатием специальной кнопки.
Общее впечатление от платы довольно неоднозначное: неплохая комплектация и качество исполнения соседствуют с некоторыми огрехами в компоновке, кроме того, пользователь должен позаботиться об обеспечении нормального теплового режима компонентов.
SLI: подключение видеокарт
Если компьютер соответствует требованиям для создания SLI-конфигурации, подходящая вторая видеокарта куплена – можно переходить к сборке. После выключения ПК следует снять крышку системного блока, установить вторую плату в соответствующий слот, подключить к ней дополнительный кабель питания (если таковой требуется) и соединить две карты мостиком, идущим в комплекте. Аппаратное
подключение двух видеокарт в SLI
на этом завершено и можно переходить к программной настройке.
Кабели питания, подключенные к связке SLI
Подключение двух видеокарт SLI в Windows
Для того, чтобы связка из двух ГП могла нормально функционировать – нужно установить на ПК Windows версии Vista или новее (7, 8, 8.1 или 10). Рекомендуется также скачать с сайта Nvidia самую свежую версию драйвера для видеокарты. После этого можно переходить к настройке.
После применения установок связка готова к работе. Возможно, для корректной настройки работы SLI в некоторых играх придется задать им особые параметры в подменю «Программные настройки». Но, как правило, большинство современного ПО в этом не нуждается.
Тестовый стенд
Для изучения эффективности работы технологии 3-Way SLI я использовал подходящий для этих целей тестовый стенд, так как процессоры Haswell-E вкупе с системными платами на чипсете X99 Express могут похвастать поддержкой сразу 40 линий PCI Express 3.0. Конкретно материнка ASUS X99-PRO поддерживает массивы из трех видеокарт AMD/NVIDIA по схеме х16+х16+х8. Такой пропускной способности достаточно, чтобы не считать плату узким местом в системе. Итак, тестовый стенд:
- Процессор: Intel Core i7-5960X @4,5 ГГц
- Процессорный кулер: ENERMAX LIQTECH 240
- Материнская плата: ASUS X99-PRO
- Видеокарта: 3x NVIDIA GeForce GTX 980
- Накопитель: OCZ Vertex 3, 360 Гбайт
- Блок питания:
- Периферия: , ROCCAT ARVO, ROCCAT SAVU
- Операционная система: Windows 8.1 х64
Самое читаемое
- Сутки
- Неделя
- Месяц
- Да мой старый laptop в несколько раз мощнее, чем ваш production server +136 52k 135 42
- Коронавирус: опасная иллюзия смертности +17 796k 207 1897
- В рамках импортозамещения Москва закупает ПО Microsoft на 90 млн рублей +178 49,8k 68 254
- Ликбез по респираторам. Помогает ли респиратор от заражения вирусом. Обзор 11 респираторов +21 877k 182 117
- Защита и взлом Xbox 360 (Часть 2) +101 13k 68 36
- Главная причина, почему не Linux +83 81,4k 121 1770
- Когда пандемия пойдёт на спад? Оцениваем на Python с помощью Pandas +34 68,5k 88 185
- Как украсть Macbook +168 57,4k 245 160
- Вирус и антибиотики: нежный ликбез для паникующих +217 56,6k 203 287
- Маски сброшены +179 53,5k 55 79
- Коронавирус: почему надо действовать прямо сейчас +456 5432k 547 2055
- Коронавирус: опасная иллюзия смертности +17 796k 207 1897
- Коронавирус: как мы себя обманываем +148 628k 223 1048
- Сервисы, которые стали бесплатными на время карантина: курсы, радио, книги, кино и сериалы +60 280k 416 55
- Коронавирус COVID-19: только факты, без паники +92 279k 185 211
Есть ли практическая польза от SLI?
Перед тем,
как объединить видеокарты в SLI,
желательно ознакомиться с опытом использования таких конфигураций другими геймерами и изучить спецификации своих карт, а также характеристики более производительных решений в линейке. Нередко ни в плане экономии, ни по производительности, выигрыша двухкарточная конфигурация не дает. К примеру, две GTX950 в SLI демонстрируют результаты, сравнимые с одной GTX970. Разница в цене (около 200 и 400 долларов, соответственно) самих карт оправдана, но если учесть дополнительные затраты на мощный БП, двухслотовую материнскую плату, качественный и хорошо вентилируемый корпус – выглядит она сомнительно.
Совсем иная ситуация, если
– составляющая часть процедуры апгрейда имеющегося ПК, купленного пару лет назад. Карточки уровня GTX650Ti или GTX750 все еще можно встретить в продаже по разумной цене (разница с новыми моделями примерно эквивалентна различиям по быстродействию), а технический прогресс за 3 года не преподнес ничего революционного для видеокарт (разве что память HBM, представленную AMD, но Nvidia это пока не касается). Поэтому добавление еще одного графического процессора – вполне рациональный шаг для таких игроков.
Что в итоге?
Оценив полученные результаты, мы пришли к выводу, что весомый прирост в
синтетических тестах это не более чем демонстрация потенциальных возможностей
технологии. В реальных же игровых приложениях все совсем не так гладко. Неоспоримого
роста производительности можно достичь, используя разве что две карты NVidia
GeForce 6800Ultra, и только при условии, что драйверами будет поддерживаться
SLI-режим в нужном приложении. На данный момент NVidia доказала только потенциальную
возможность применения технологии SLI в пользовательском секторе, однако до того,
чтобы стать массовой, ей пока далеко. Проблемы с тепловым режимом видеокарт, необходимость
мощного БП, отсутствие поддержки SLI в драйверах для многих популярных игр, неадекватный
финансовым затратам прирост производительности в игровых приложениях, поддерживающих
эту технологию, список минусов довольно значителен. Что касается профессиональной
сферы применения SLI, то здесь еще ничего определенного сказать нельзя: система
не смогла пройти ни один тест из пакета SPECviewperf любая попытка их запуска
приводила к зависанию приложения.
Таким образом, на сегодняшний день SLI можно рекомендовать только пользователям-энтузиастам, которых не смущают перечисленные выше недостатки и которым нужна максимальная производительность любой ценой.
Кстати, интересный факт: совсем недавно HP представила мощную рабочую станцию
xw9300 на процессорах AMD Opteron, поддерживающую режим SLI, несколько конфигураций
оснащаются парой видеокарт семейства NVidia Quadro (см. репортаж в этом номере
журнала). Нет сомнений, HP уверена в своих силах и не станет в high-end-системах
делать ставку на технологию, в перспективности которой сомневается…
Оборудование предоставлено | ||
Процессор AMD Athlon 64 3200+ | «Небеса» | (044) 490-3577 |
Видеокарты ASUS | MTI | www.mti.ua |
«Технопарк» | (044) 238-8990 | |
Видеокарта ATI Radeon X850XT | ATI | www.ati.com |