Что такое режимы SLI и CrossFire
Долгое время единственным вариантом совместной работы видеокарт было объединение их при помощи SLI (видеокарты NVidia) или CrossFire (AMD). После выхода DirectX последней на данный момент, 12-й, версии поддержка использования нескольких видеопроцессоров стала осуществляться на уровне API.
Если вкратце, это означает, что совместно видеокарты могут работать не только в пределах фирменной технологии каждого производителя, но и с использованием всех имеющихся в системе GPU. Тем не менее, на данный момент это не поколебало позиций объединения видео процессоров при помощи предлагаемых AMD и NVidia технологий.
Давайте кратко вспомним, в чем суть совместной работы нескольких видеокарт, чем две конкурирующие технологии схожи, и в чем их различия.
Прежде всего, для того, чтобы заставить видеокарты NVidia работать вместе, нужно, во-первых, иметь материнскую плату, сертифицированную для режима SLI, т. е. имеющую возможность установки двух или более видеокарт и их объединения.
Во-вторых, в режиме SLI можно использовать только одинаковые видеопроцессоры. Иными словами, имея, например, GTX 1060, нельзя докупить GTX 1080 и объединить их. Да и, откровенно говоря, использовать такой режим мультипроцессорности можно только с видеокартами не ниже GTX 1070.
AMD более лояльна, позволяя такие «вольности», как использование разных видеопроцессоров, правда, относящихся к одной серии. Например, можно объединить Vega 56 и Vega 64.
В настоящее время видеокарты в режиме SLI и CrossFire работают по алгоритму AFR (Alternate Frame Rendering), т. е. одна видеокарта обрабатывает четные кадры, вторая – нечетные. Этот вариант считается предпочтительнее использовавшегося ранее алгоритма SFR (Split Frame Rendering).
Тем не менее, у AFR есть и недостатки. Например, появление задержек при выводе изображения, подергиваний, что обусловливается тем фактом, что разные кадры могут иметь разную «сложность», и один из них может быть не обработан видеокартой в заданное время и не готов к передаче в видеобуфер для отображения.
В теории, заботу об загрузке всех доступных видеопроцессоров может взять на себя игра, если она использует DX12, но, к сожалению, активного применения этой возможности не наблюдается. Да и вообще сложно сказать, в какой игре на данный момент это нововведение используется. Следует сразу сказать, что не стоит ожидать двукратного роста быстродействия у работающих в тандеме двух видеокарт. Отнюдь. Значение в 60-70% можно считать хорошим, ну а если ускорение доходит до 90%, то это просто великолепный результат.
Сходства между AMD CrossFire и Nvidia SLI
Помимо различий, основная концепция остается идентичной, и, как следовало ожидать, существует значительное совпадение.
CrossFire и Nvidia используют одни и те же режимы рендеринга для нескольких графических процессоров: SFR и AFR. При рендеринге SFR или Split Frame две или более карты совместно используют фрейм, разделяя его на два и визуализируя их соответствующие части независимо. Затем работа по визуализации объединяется для создания единого кадра.
В настройке CrossFire режим называется Scissor, а не SFR, но это тот же процесс.
AFR или альтернативный рендеринг кадра работает, назначая определенные кадры каждой карте на чередующейся основе. Один процессор отображает первый кадр, другой — следующий и так далее.
Что касается совместимости, и CrossFire, и SLI поддерживают установку двух, трех или четырех графических процессоров. Кроме того, обе технологии лучше всего работают при более высоких разрешениях для требовательных к графике игр.
Критика обеих технологий более или менее одинакова из-за идентичности основной концепции. Самая распространенная проблема — это необходимость профилей AMD и Nvidia для работы игр, хотя это должно измениться, поскольку DirectX 12 набирает обороты в ближайшие месяцы и годы.
Кроме того, широко признано, что режим AFR страдает от проблем с микронастройками как для CrossFire, так и для SLI.
Участники тестирования и методика
Было выбрано по паре штук топовых видеокарт NVidia GeForce GTX 1080 Ti и AMD Radeon RX Vega 64, объединяемых, соответственно, в SLI и CrossFire. Использовались игры с поддержкой таких API, DX11, DX12 и Vulkan.
В роли бенчмарков выступали:
- 3DMark Firestrike Extreme / Ultra (DX11).
- 3DMark Timespy (DX12).
- Unigine Superposition.
- Battlefield 1 (DX12).
- Doom (Vulkan).
- F1 2017 (DX11).
- Forza Motorsport 7 (DX12).
- Ghost Recon: Wildlands (DX11).
- GTA V (DX11).
- Rise of the Tomb Raider (DX12).
- The Division (DX12).
- The Witcher 3 (DX11).
- Total War Warhammer (DX12).
Проверка проводилась на разрешениях FullHD:
- 1920×1080 (Full HD) – средние настройки графики.
- 1920×1080 (Full HD) — Ultra / Highest настройки графики.
- 2560×1440 (WQHD) — средние настройки графики.
- 2560×1440 (WQHD) — Ultra / Highest настройки графики.
- 3840×2160 (Ultra HD) — средние настройки графики.
- 3840×2160 (Ultra HD) — Ultra / Highest настройки графики.
В качестве тестового стенда использовалась следующая конфигурация:
- Процессор – Intel Core i9 7900X Skylake-X 10-core @ 4.5 GHz
- Материнская плата – ASUS Strix X299-XE Gaming motherboard
- Память – G.Skill Trident Z 32 ГБ DDR4-3200 CL14
- SSD – 2x Samsung 840 Evo 1 TБ
- Windows 10 x64 Fall Creators Update
При проверке в играх в графиках ниже отражено среднее значение FPS.
Итоги
ASUS P8Z77-M Pro интересна для тех, кто не готов довольствоваться бюджетной «малолитражкой». Плата сделана добротно, имеет хороший запасом мощности и приличный технологический арсенал. Это именно то, чего ожидаешь от устройства с ценником в $145.
Производитель старался не идти на компромиссы в угоду различным категориям пользователей, а скорее намеревался выдержать определенный баланс, чтобы модель попала в поле зрения покупателей, которые делают рациональный выбор. В подобном случае очень важен опыт разработчиков, иначе очень просто продукт может оказаться «ни рыбой, ни мясом». ASUS P8Z77-M Pro удалось избежать этой участи. Плата имеет свое лицо и является привлекательным вариантом для тех, кто собирает производительную систему в корпусе mATX, но возможности культовой в этом форм-факторе ASUS Maximus V GENE кажутся явно избыточными, а переплачивать за неиспользуемые функции большого желания нет.
+ Хорошее оснащение и функциональность
+ Качественная силовая подсистема
+ Широкие возможности для организации системы охлаждения
+ Поддержка режимов SLI и CrossFireX
— Практически нет
Устройство для тестирования предоставлено компанией MTI, www.distri.mti.ua
Конфигурация тестового стенда
Процессор | Intel Core ,5 ГГц | Intel, www.intel.ua |
Кулер | Thermalright Archon Rev.A | «1-Инком», www.1-incom.com.ua |
Оперативная память | Team Xtreem TXD38192M2133HC9KDC-L (2×4 ГБ DDR3-2133) | DC-Link, www.dclink.com.ua |
Накопитель | Intel SSD 520 (SSDSC2CW240A3, 240 ГБ) | Intel, www.intel.ua |
Блок питания | Thermaltake Toughpower Grand TPG-1200M (1200 Вт) | Thermaltake, www.thermaltakeusa.com |
ASUS P8Z77-M PROУведомить о появлении в продаже | |
| Материнская плата |
Разъем CPU | Socket 1155 |
Чипсет | Intel Z77 |
Охлаждение чипсета | Радиатор |
Охлаждение VRM | Радиатор |
Встроенное видео | интегрировано в процессор Intel |
PCI | — |
PCI Express x4 | — |
PCI Express x1 | 1 |
Графич. интерфейс | 2xPCI-E x16 3.0(х16, х8+х8) + 1xPCI-E x16 2.0(х4) |
DIMM | 4xDDR3 |
IDE (Parallel ATA) (чипсет/доп. контроллер) | — |
Serial ATA (чипсет/доп. контроллер) | 4/- |
SATA Revision 3.0 (чипсет/доп. контроллер) | 2/- |
Основные разъёмы питания | 24+8 |
Дополнительное питание | — |
FAN | 4 |
S/PDIF | +(выход) |
Aудиокодек | Realtek ALC892 (7.1) |
Ethernet | Realtek 8111F (GbE) |
SATA | — |
SATA Revision 3.0 | ASMedia ASM1061 |
PATA | — |
IEEE 1394 (FireWire) | — |
USB 3.0 | ASMedia 1042 |
LAN | 1 |
eSATA Rev. 2.0 | — |
eSATA Rev. 3.0 | 2 |
Audio | 6 |
S/PDIF-Out (Coaxial/Optical) | -/+ |
Thunderbolt | — |
Выходы для монитора | 1хD-Sub, 1хDVI-D и 1хHDMI |
USB 1.1/2.0 | 2/3(6 портов)/- |
USB 3.0 | 4/1(2 порта)/- |
IEEE 1394 (FireWire) | — |
COM | -/1/- |
Game/MIDI | — |
LPT | — |
IDE | — |
SATA интерфейсный/питание, устройств | 4/- |
Форм-фактор | microATX, 244х244 мм |
Поддержка двух и более видеокарт | LucidLogix Virtu MVP, AMD Quad-GPU CrossFireX/3-Way CrossFireX и nVidia Quad-GPU SLI |
Поддержка RAID | 0, 1, 5, 10, Intel Smart Response Technology, Intel Rapid Start Technology и Intel Smart Connect Technology |
Адаптер Wi-Fi | — |
Поддержка UEFI | + |
Разное | Интеллектуальные чипы второго поколения с системой питания DIGI+(6-phase for CPU, 2-phase for iGPU); один порт PS/2 для клавиатуры или мыши; разъем TPM-модуля; в комплекте мост SLI |
Заключение. Сравнение SLI и CrossFire, оно вам надо?
Так что же, имеет смысл вкладываться в покупку второй видеокарты или нет? На мой взгляд, скорее нет, чем да. Прирост количества FPS проявляется только в некоторых играх. Часто он отнюдь не оправдывает затраченные немалые средства на саму видеокарту, а также на приобретение не самой дешевой материнской платы.
Да и большого стремления у разработчиков поддерживать технологию мультипроцессорности тоже не видно. Наличие топовой видеокарты уже само по себе почти гарантирует комфортный уровень частоты кадров в играх почти на любых разрешениях. Исключением может стать разве что режим 4К на ультра или близких к ним настройках.
Возможно, установка второй видеокарты имела бы смысл при использовании видеочипов среднего уровня, но, к сожалению, GTX 1060, не говоря про младшие модели, могут работать только в одиночестве.
Что же касается полученных в тестировании результатов, то весьма достойно выглядит видеокарта GTX 1080 Ti именно при одиночном применении. В большинстве случаев ее производительность находится на уровне двух Radeon RX Vega 64 в CrossFire режиме.
Не следует забывать и про такой неприятный эффект, как микрозадержки при рендеринге видеокартами своих кадров. Небольшой прирост быстродействия может быть омрачен появлением мелких, но не столь незаметных подергиваний изображения, снижения плавности.
Если исходить из цены, то насколько оправдана покупка второй видеокарты? На данный момент (середина июня 2018-го года) цены на GTX 1070 начинаются примерно с 32000 руб. GTX 1080 уже стоит не меньше 39000-40000 руб., а версия Ti переваливает за 60000 руб. Удвойте эти цифры и получите стоимость видеоподсистемы, которая окажется в среднем на 40-60% быстрее, чем одиночная видеокарта, которая вполне справится сама почти с любой нагрузкой.
Если же компромиссы невозможны, а разрешения ниже 4К вообще не рассматриваются, да еще и мониторов несколько, тогда аргументов в пользу SLI/CrossFire существенно больше. Вопрос только в стоимости этого удовольствия.
Задуматься о приобретении второй видеокарты можно разве что как вариант превентивного шага в ожидании новых игр и использования разработчиками всех возможностей, предоставляемых DirectX 12.
Тем же, кто привык, что каждый вложенный рубль подкрепляется мегагерцами и FPS-ами, вряд ли понравится перспектива покупки двух дорогих видеокарт при максимум полуторной прибавке к быстродействию.
Как бы то ни было, это только сравнение SLI и CrossFire. Окончательное решение принимать вам, и сделать его можно только опираясь на результаты, которые помогут спрогнозировать потенциальный эффект от апгрейда.
Хороших покупок и высоких значений FPS.
Заключение
Хотя понимание фундаментальных различий между AMD CrossFire и Nvidia SLI полезно, популярность конфигурации с несколькими графическими процессорами, несомненно, снижается. Во всяком случае, это стало своего рода нишевым интересом в области игрового оборудования.
Мощные одиночные видеокарты могут удовлетворить потребности большинства игр — если не всех — с небольшим пространством для маневра, а это означает, что преимущества двух видеокарт незначительны.
Стоимость этих мощных современных графических процессоров также означает, что покупка нескольких копий невозможна. Другими словами, больше нет необходимости в установках с несколькими карт, кроме заядлых энтузиастов, стремящихся работать с чрезвычайно высокими разрешениями.
AMD, передающая разработчикам эстафету совместимости для игр с DirectX 12, также может стать еще одним аргументом в пользу повсеместного распространения нескольких графических устройств. Что касается Nvidia, интеграция SLI в картах уменьшается с каждой новой серией и зарезервирована для самых дорогих моделей, таких как карты 2080.