Введение
Недавно выпущенная на глобальный рынок тайваньским производителем системная плата ASUS M5A97 EVO представляет собой полноразмерный продукт начального уровня, оснащённый новым чипсетом AMD970. В скором времени AMD планирует выпустить новое поколение процессоров Fusion, сочетающее в себе центральный процессор и многоядерный графический чип на одном кристалле, так что покупка системной платы ASUS M5A97 EVO является вполне перспективным решением, так как новая материнка позволит пользователям с лёгкостью заменить текущий процессор AMD на новый Fusion. Выполненная в чёрно-синей цветовой гамме, M5A97 EVO предлагает несколько эксклюзивных функций, которые вы не встретите на других системных платах в этом ценовом диапазоне.
- 2 x PCIe 2.0 x16 slots
- 2 x PCIe 2.0 x1 slot
- 2 x PCI slots
Realtek 8111E PCIe Gigabit Lan
порты:
14 x USB 2.0 (8 сзади, 6 спереди)
4 x USB 3.0 (2 сзади, 2 спереди)
1 x PS/2
2 x eSATA
1 x RJ45 LAN
6 аудио гнезд
1 x SPDIF выход
2 x IEEE 1394a
QuickPath
Шина QuickPath Interconnect (QPI) была разработана Intel в 2008 г. для замены традиционной шины FSB. Первоначально QPI использовалась в компьютерах на основе процессоров Xeon и Itanium. Разработка QPI была призвана бросить вызов уже использовавшейся в течение некоторого времени в чипсетах AMD шине Hypertransport.
Хотя QPI принято называть шиной, тем не менее, ее свойства существенно отличаются от свойств традиционной системной шины, и по своему устройству она представляет собой проводное соединение типа interconnect. QPI является неотъемлемой частью технологии, которую Intel называет архитектурой QuickPath. Всего QPI имеет в своем составе 20 линий данных, а общее количество проводников шины QPI равно 84. Как и Hypertransport, технология QuickPath подразумевает, что контроллер памяти встроен в сам центральный процессор, поэтому она используется лишь для связи процессора с контроллером ввода-вывода. Шина QuickPath может работать на частотах в 2.4, 2.93, 3.2, 4.0 или 4.8 ГГц.
Схема расположения QuickPath Interconnect
Назначение шины FSB
Как известно, сердцем любого персонального компьютера является центральный процессор. Но не только процессор определяет архитектуру ПК. Она также во многом зависит и от используемого на материнской плате набора вспомогательных микросхем (чипсета). Кроме того, процессор не может функционировать и без внутренних шин, представляющих собой набор сигнальных проводников на системной плате. В функции шин входит передача информации между различными устройствами компьютера и центральным процессором. Характеристики внутренних шин, в частности, их пропускная способность и частота во многом определяют и характеристики самого компьютера.
Пожалуй, наиболее важной из шин, от которой больше всего зависит производительность компьютера, является шина FSB. Аббревиатура FSB расшифровывается как Front Side Bus, что можно перевести как «передняя» шина
В основные функции шины входит передача данных между процессором и чипсетом. Точнее говоря, FSB располагается между процессором и микросхемой «северного моста» материнской платы, где находится контроллер оперативной памяти.
Связь же между северным мостом и другой важной микросхемой чипсета, называемой «южным мостом» и содержащей контроллеры устройств ввода-вывода, в современных компьютерах обычно осуществляется при помощи другой шины, которая носит наименование Direct Media Interface. Как правило, процессор и шина имеют одну и ту же базовую частоту, которая называется опорной или реальной
В случае процессора его конечная частота определяется произведением опорной частоты на определенный множитель. Вообще говоря, реальная частота FSB обычно является основной частотой материнской платы, при помощи которой определяются рабочие частоты всех остальных устройств
Как правило, процессор и шина имеют одну и ту же базовую частоту, которая называется опорной или реальной. В случае процессора его конечная частота определяется произведением опорной частоты на определенный множитель. Вообще говоря, реальная частота FSB обычно является основной частотой материнской платы, при помощи которой определяются рабочие частоты всех остальных устройств.
В большинстве старых компьютеров реальная частота системной шины определяла и частоту оперативной памяти, однако сейчас память часто может иметь и другую частоту – в том случае, если контроллер памяти располагается в самом процессоре. Кроме того, следует иметь в виду, что реальная частота шины не эквивалентна ее эффективной частоте, которая определяется количеством передаваемых бит информации в секунду.
В настоящее время данная шина считается устаревшей и постепенно заменяется более новыми – QuickPath и HyperTransport. Системная шина QuickPath является разработкой фирмы Intel, а HyperTransport – компании AMD.
Front Side Bus в традиционной архитектуре чипсета
Процессорная шина
Любой процессор архитектуры x86CPU обязательно оснащён процессорной шиной. Эта шина служит каналом связи между процессором и всеми остальными устройствами в компьютере: памятью, видеокартой, жёстким диском и так далее. Так, классическая схема организации внешнего интерфейса процессора (используемая, к примеру, компанией Intel в своих процессорах архитектуры х86) предполагает, что параллельная мультиплексированная процессорная шина, которую принято называть FSB (Front Side Bus), соединяет процессор (иногда два процессора или даже больше) и контроллер, обеспечивающий доступ к оперативной памяти и внешним устройствам. Этот контроллер обычно называют северным мостом , он входит в состав набора системной логики ( чипсета ).
Используемая Intel в настоящее время эволюция FSB – QPB , или Quad-Pumped Bus, способна передавать четыре блока данных за такт и два адреса за такт! То есть за каждый такт синхронизации шины по ней может быть передана команда либо четыре порции данных (напомним, что шина FSB–QPB имеет ширину 64 бит, то есть за такт может быть передано до 4х64=256 бит, или 32 байт данных). Итого, скажем, для частоты FSB, равной 200 МГц, эффективная частота передачи адреса для выборки данных будет эквивалентна 400 МГц (2х200 МГц), а самих данных – 800 МГц (4х200 МГц)3.
3Кстати, именно результирующей «учетверённой» частотой передачи данных (как и в случае с «удвоенной» передачей DDR-шины, где данные передаются дважды за такт) хвастаются производители и продавцы, умалчивая тот факт, что для многочисленных мелких запросов, где данные в большинстве своём умещаются в одну 64-байтную порцию (и, соответственно, не используются возможности DDR или QDR/QPB), на чтение/запись важнее именно частота тактирования.
Direct Media Interface
Пару слов стоит сказать и о такой разновидности системной шины, как Direct Media Interface (DMI). DMI предназначена для соединения между двумя основными микросхемами чипсета – северным и южным мостами. Впервые шина типа DMI была использована в чипсетах Intel в 2004 г.
Шина DMI имеет свойства архитектуры, объединяющие ее с такой шиной для подключения периферийных устройств, как PCI Express. В частности, DMI использует линии с последовательной передачей данных, а также имеет отдельные проводники для передачи и приема данных.
Место DMI (обозначена красным) в архитектуре компьютера.
Оригинальная реализация DMI обеспечивала передачу данных до 10 ГБит/c в каждом направлении. Современная же версия шины, DMI 2.0, может поддерживать скорость в 20 ГБ/c в обоих направлениях. Многие мобильные версии DMI имеют вдвое меньшее количество сигнальных линий по сравнению с версиями DMI для настольных систем.
Полет нормальный
Чтобы не мучиться с проводкой, мы собрали систему на открытом стенде. Так как материнская плата рассчитана на память DDR2, мы ограничились стареньким Phenom 9850, установив на него CoolerMaster Hyper Z600. В двухканальном режиме поставили пару планок DDR2-1600 по 2 Гб каждая.
Во время установки видеокарты — GeForce GTX 280 — обнаружился еще один недостаток MA770-UD3. Защелка, удерживающая видеокарту, находится с внутренней стороны, и если на плате стоит двухслотовый кулер, то дотянуться до отпускающего язычка сложно. В остальном никаких нареканий: система работала от киловаттного блока питания Floston, для тестов мы установили Windows Vista Ultimate 64-bit SP2.
После первого запуска мы занялись BIOS. MA770-UD3 работает под привычной для нас версией от Award. В стандартных пунктах меню нет ничего особенного, а вот о разделе разгона расскажем подробнее: Gigabyte оставила нам управление множителями процессора, северного моста и памяти, частотами PCIe, HyperTransport и системной шины. Также тут обнаружился пункт Advanced Clock Control, открывающий доступ к разгонам ядер и кэш-памяти на Phenom II (активирован данный раздел будет лишь со второй ревизией этой материнской платы, так как SB700 не поддерживает AAC). Кстати, экспериментировать с BIOS можно сколько душе угодно: плата поддерживает DUAL BIOS, и, если что-то пойдет не так, всегда есть возможность загрузить референсные параметры.
В полной мере оценить разгонный потенциал нашей материнской платы нам так и не удалось, так как Phenom 9850 не слишком склонен к высоким частотам. Мы увеличили скорость шины с 200 до 220 МГц и подняли частоту процессора с 2,5 до 2,75 ГГц, а при попытке сильнее разогнать Phenom 9850 мы получали синий экран при загрузке Windows. Что касается стабильности работы, то под нагрузкой плата легко отработала двое суток.
В общем, MA770-UD3 — плата, которая устроит большинство пользователей. Если вы не собираетесь пока переходить на DDR3 или покупать SLI-систему, то Gigabyte MA770-UD3 станет хорошим выбором: работает она стабильно, а огрехи дизайна вряд ли волнуют игроков, которые собирают систему один раз и потом забывают о ней на годик-другой.
Источник
Hypertransport
Шина Hypertransport является разработкой AMD. Hypertransport имеет рабочие характеристики, сближающие ее с шиной QuickPath, но при этом она была создана на несколько лет раньше последней. Шину отличают оригинальные архитектура и топология, совершенно непохожие на архитектуру и топологию FSB. В основе шины Hypertransport лежат такие составные элементы, как тоннели, мосты, линки и цепи. Архитектура шины призвана исключить узкие места в схеме соединений между отдельными устройствами материнской платы и передавать информацию с высокой скоростью и небольшим количеством задержек.
Существует несколько версий Hypertransport, работающих на разной тактовой частоте – от 200 МГц до 3,2 ГГц. Максимальная пропускная способность шины для версии 3.1 составляет более 51 ГБ/с (в обоих направлениях). Шина используется как для замены шины FSB в однопроцессорных системах, так и в качестве основной шины в многопроцессорных компьютерах.
Схема расположения шины Hypertransport
GIGABYTE GA-MA770-DS3 (rev. 2.0)
Всё о GIGABYTE GA-MA770-DS3 (rev. 2.0): характеристики и параметры, отзывы владельцев, новостные, аналитические материалы и многое другое, всё, что смогли найти на просторах Рунета. Используйте вкладки ниже чтобы ознакомиться с нужной информацией.
Телефон Irbis SF67
Плюсы: В общем очень даже неплохо.
Минусы: Единственный серьезный недостаток,ГРЕЕТСЯ СЕВЕРНЫЙ МОСТ ПРЯМО ДО 76 ГРАДУСОВ.
Коммент: если не учитывать температуру то очень хорошая мать.
Плюсы: Прекрасная мать.Удивлен и доволен.Удобное расположение Expres и PCI слотов .Прекрасно показывает себя в работе.
Минусы: Серьезные пока не обнаружены.
Плюсы: 1. Я был удивлён, когда узнал, что в этой материнской плате можно перепрошить BIOS последней, официально прошивкой с сайта производителя и воткнуть 6-ти ядерный процессор AM3, Phenom II X6 (Это всё описано на официальном сайте Gigabyte). Получается что это какая-то «Долгоиграющая» материнка. 2. Твердотельные конденсаторы (на вид как железные). Сколько лет уже этой материнке — а ни один конденсатор до сих пор не вздулся.
Минусы: 1. Самое плохое в этой материнке (да и во всех остальных) — это встроенная звукова карта. Я как любитель отдельных (внутренних) звуковых карт — считаю что чипы Realtek и AC’97 самые худшие
Хотя для молодых игроманов (которые внимание обращают только на графику а отдельная звуковая карта — многие даже не знают что такое) этот минус — не актуален. 2
Печально что нет ни какой встроенной видеокарты.
Источник
Упаковка
Новинку упаковали обычно, в простую фирменную коробку с яркими графическими элементами. Перед нами белая с зеленым коробка, спереди указаны основные преимущества модели, серия и поддерживаемые процессоры. Сзади спецификаций намного больше. Тут и тип памяти, имеющиеся разъемы, различные технологии и функции Gigabyte GA-MA770 DS3. Характеристики хоть и представлены, но в сжатом формате.
Внутри коробки не нашлось чего-то необычного или нового. Хотя все необходимое здесь есть. Помимо инструкции и руководства, поместили диск с драйверами, пару шлейфов Serial ATA, по одному FDD и UltraDMA, а также заглушку для интерфейсной панели.
Первая встреча
Поставляется GA-MA770-UD3 в привычной для Gigabyte упаковке — простой белый картон с кучей надписей. Комплектация весьма скромная: инструкции, диск с драйверами, пара кабелей SATA и по одному кабелю IDE и FDD.
Построена материнская плата на базе чипсета AMD 770 (он лег в основу северного моста). Это младший представитель семейства 700-й серии для процессоров Phenom. Чипсет появился еще пару лет назад и от более навороченных версий отличается только количеством PCIe x16 — здесь стоит лишь один слот, а в остальном все по первому разряду.
Напомним, что с выходом AMD 700 в строй вошел Socket AM2+. Главное его преимущество — поддержка HyperTransport 3.0. Максимальная частота шины увеличилась с 1800 до 2400 МГц, а пропускная способность — с 6,4 до 20,4 Гб/с. Плюс к этому AMD 700 — первый чипсет, поддерживающий PCIe 2.0 x16 с удвоенной до 16 Гб/с пропускной способностью. Создан он по 65-нм технологии и отличается крайне низким тепловыделением и размерами. Да и энергопотребление под нагрузкой составляет всего 10 Вт. За работу различных портов отвечает южный мост SB700, который поддерживает до шести жестких дисков, работает с RAID 0, 1, 10 и имеет 8х USB 2.0.
AMD 700
Первые чипсеты серии — 770, 790X и 790FX — были представлены в ноябре 2007 года в составе производительной платформы для настольных компьютеров под кодовым названием Spider, в которую также вошли четырёхъядерные процессоры Phenom X4 9xxx и графические ускорители Radeon HD 3800.В январе 2008 года к этому семейству добавились модели 780G/V/E, летом 2008 года — 790GX, а в августе 2009 года — 785E/G.
Все наборы микросхем «семисотой» серии рассчитаны на Socket AM2+/AM3 и обратно совместимы с Socket AM2 с некоторыми ограничениями.Главные отличия между разными моделями заключаются в числе поддерживаемых линий PCI Express 2.0, наличии и типе или отсутствии встроенной графики.
В старшей модели 790FX (см. блок-схему) реализованы 38 линий PCI Express 2.0, 32 из которых выделены под графические ускорители.Видеоадаптеры можно устанавливать в самых различных режимах, в том числе две карты в два полноскоростных слота x16 или четыре карты в четыре физических слота x16 с реальной скоростью x8.Ещё шесть линий идут на периферию — например, на один слот x4 и два слота x1 для установки дополнительных контроллеров или карт расширения.
Наборы логики 790X/GX, 785E, 780E отличаются от 790FX поддержкой одного ускорителя в полноскоростном слоте PCI Express x16 или двух в слотах x8, а чипсеты 785G, 780G/V, 770 способны работать лишь с одной видеокартой x16.Встроенные графические ядра с поддержкой программного интерфейса Microsoft DirectX 10 и технологии ATI Hybrid Graphics используются в моделях 790GX (Radeon HD 3300), 785E/G (Radeon HD 4200), 780G (Radeon HD 3200) и 780V/E (Radeon HD 3100).
В чипсетах применяется системная шина HyperTransport 3.0 (в 790FX — с поддержкой слотов HTX для прямого подключения периферии к процессору), работающая на частоте 2,6 ГГц с пропускной способностью до 10,4 ГБайт/с (ширина 16 бит) в одном направлении.Для связи с «южным мостом» служит фирменная шина A-Link Express, построенная на четырёх линиях PCI Express 1.1 .
Наборы микросхем серии 700 обычно работают в паре с «южными мостами» SB700/710/750.Изначально же с ними использовался ныне морально устаревший SB600, обеспечивавший поддержку 6 устройств PCI, четырёх накопителей SATA-II (3 Гбит/с) с возможностью организации RAID-массивов уровней 0, 1 и 10, двух накопителей IDE, 10 портов USB 2.0 и звукового кодека уровня HD Audio.
Самый распространённый сегодня «южный мост» SB750 позволяет подключить до 6 устройств PCI, до шести накопителей SATA-II с поддержкой RAID-массивов уровней 0, 1, 5 и 10, звуковой кодек класса HD Audio.Предусмотрена возможность установки до 12 портов USB 2.0 плюс два порта USB 1.1 .На уровне «южного моста» также реализована технология Advanced Clock Calibration, обеспечивающая точное управление частотой и напряжением процессора при разгоне.
Как видим, несмотря на приличный возраст логики серии 700, она ещё вполне конкурентоспособна.Более того, в ней реализованы функции, отсутствующие в более поздних чипсетах Intel «пятидесятой серии», в частности, полноскоростные интерфейсы PCI Express 2.0 не только для графики, но и для подключения карт расширения.К тому же платы на базе топовой 790FX стоят почти вдвое дешевле аналогичных по функциональности «материнок» для процессоров Intel последнего поколения.Так что долгожительство этой платформы отнюдь не случайно.
1
Обзор шины [ править | править код ]
HyperTransport работает на частотах от 200 МГц до 3,2 ГГц (у шины PCI — 33 и 66 МГц). Кроме того, она использует DDR, что означает, что данные посылаются как по фронту, так и по срезу сигнала синхронизации, что позволяет осуществлять до 5200 миллионов посылок в секунду при частоте сигнала синхронизации 2,6 ГГц; частота сигнала синхронизации настраивается автоматически.
HyperTransport поддерживает автоматическое определение ширины шины от 2 до 32 бит. Полноразмерная полноскоростная 32-битная шина в двунаправленном режиме способна обеспечить пропускную способность до 51 200 Мбайт/с = 2 (DDR) × 2 × 32/8 (байт) × 3200 (МГц) (максимум в одном направлении — 25 600 Мбайт/с), являясь, таким образом, самой быстрой шиной среди себе подобных. Шина может быть использована как в подсистемах с высокими требованиями к пропускной способности (оперативная память и ЦПУ), так и в подсистемах с низкими требованиями (периферийные устройства). Данная технология также способна обеспечить низкие задержки для других применений в других подсистемах.
Шина HyperTransport основана на передаче пакетов. Каждый пакет состоит из 32-разрядных слов, вне зависимости от физической ширины шины (количества информационных линий). Первое слово в пакете — всегда управляющее слово. Если пакет содержит адрес, то последние 8 бит управляющего слова сцеплены со следующим 32-битным словом, в результате образуя 40-битный адрес. Шина поддерживает 64-разрядную адресацию — в этом случае пакет начинается со специального 32-разрядного управляющего слова, указывающего на 64-разрядную адресацию, и содержащего разряды адреса с 40 по 63 (разряды адреса нумеруются начиная с 0). Остальные 32-битные слова пакета содержат непосредственно передаваемые данные. Данные всегда передаются 32-битными словами, вне зависимости от их реальной длины (например, в ответ на запрос на чтение одного байта по шине будет передан пакет, содержащий 32 бита данных и флагом-признаком того, что значимыми из этих 32 бит являются только 8).
Пакеты HyperTransport передаются по шине последовательно. Увеличение пропускной способности влечёт за собой увеличение ширины шины. HyperTransport может использоваться для передачи служебных сообщений системы, для передачи прерываний, для конфигурирования устройств, подключённых к шине, и для передачи данных.
Операция записи на шине бывает двух видов — posted и non-posted. Posted-операция записи заключается в передаче единственного пакета, содержащего адрес, по которому необходимо произвести запись, и данные. Эта операция обычно используется для обмена данными с высокоскоростными устройствами, например, для DMA-передачи. Non-posted операция записи состоит из посылки двух пакетов: устройство, инициирующее операцию записи, посылает устройству-адресату пакет, содержащий адрес и данные. Устройство-адресат, получив такой пакет, проводит операцию записи и отсылает устройству-инициатору пакет, содержащий информацию о том, успешно ли произведена запись. Таким образом, posted-запись позволяет получить максимальную скорость передачи данных (нет затрат на пересылку пакета-подтверждения), а non-posted-запись позволяет обеспечить надёжную передачу данных (приход пакета-подтверждения гарантирует, что данные дошли до адресата).
Шина HyperTransport поддерживает технологии энергосбережения, а именно ACPI. Это значит, что при изменении состояния процессора (C-state) на энергосберегающее изменяется также и состояние устройств (D-state). Например, при отключении процессора жёсткие диски также отключаются.
Электрический интерфейс HyperTransport/LDT — низковольтные дифференциальные сигналы с напряжением 1,2 В.
Компоновка системной платы
ASUS M5A97 EVO поставляется в стандартной для других системных плат этого тайваньского производителя цветовой гамме. Синие радиаторы и слоты расширения хорошо контрастируют с чёрным текстолитом печатной платы, и такого же цвета некоторыми слотами расширения. В связи с необычной компоновкой, в частности размещением чипсета, на полноразмерной ATX плате смогли разместиться лишь 6 слотов расширения. На обратной стороне печатной платы, «под сокетом», размещена группа транзисторов, однако они не будут мешать установке системы охлаждения.
Установка процессора и кулера пройдёт довольно легко, ведь вокруг гнезда AM3+ нет ничего, что могло бы помешать сделать это. По бокам AM3+ расположились два удерживающих зажима для установки кулера. Установленный здесь прцессорный разъём — это «AM3b», у которого слегка расширены контакты для поддержки готовящихся к выходу новых процессоров AMD FUSION, тем не менее, это же гнездо совместимо со всей текущей линейкой процессоров AMD AM3+. Как и следовало ожидать, данные комплектующие для системной платы изготовлены компанией Foxconn.
В нижней части системной платы смогли разместиться только 6 слотов расширения: два слота PCIe 2.0 x16 (по сути один из них х16, второй — х4), два слота PCI, и два PCIe 2.0 x1. ASUS M5A97 EVO поддерживает оперативную память объёмом до 32Гб в конфигурации 4 х 8Гб, работающую в двухканальном режиме. В отличие от других системных плат начального уровня, ASUS M5A97 EVO может похвастаться двухфазовым питанием модулей оперативной памяти.
Также на системной плате размещены разъёмы аудио, USB 2.0, и даже FireWire выходов на переднюю панель корпуса. На заднюю панель корпуса можно вывести дополнительные порты USB, а также довольно экзотический ныне COM порт. Среди прочих разъёмов присутствуют контакты для очистки CMOS, и 4 разъёмы для подключения вентиляторов, два из которых оснащены тремя контактами, что позволяет регулировать скорость вращения вентиляторов через BIOS.
На задней стенке компактно разместились комбинированный PS/2 порт для клавиатуры или мыши, 2 порта eSATA, 8 портов USB 2.0, 2 порта USB 3.0, 6 разъёмов аналогового аудио, цифровой оптический аудио порт, а также порт LAN и FireWire. На обратной стороне системной платы мы насчитали 4 порта SATA 6 Гбит/с из 6-ти, которые может обрабатывать чипсет SB950.
Порты, разъёмы и возможности
Материнская плата рассчитана на использование процессоров AMD для Socket AM3+. Четыре слота DIMM способны уместить до 32 ГБ памяти.
Набор слотов для карт расширения обширен: четыре PCIe x16, один PCIe x1 и один PCI. Напомним, что в общей сложности AMD 990FX располагает 42-мя линиями последовательного интерфейса PCI-Express. ASUS предлагает несколько инструкций для наиболее эффективного использования Crosshair V Formula с конфигурациями AMD CrossFireX и NVIDIA SLI. При использовании двух видеокарт для максимальной производительности рекомендуется устанавливать платы в первый и третий по счету слоты PCIe 2.0 x16. При этом оба слота будут работать в режиме x16. При добавлении третьего графического ускорителя вендор советует устанавливать его во второй по счету слот PCIe 2.0 x16. В таком режиме количество линий распределится следующим образом: первый слот по-прежнему будет функционировать в режиме x16, а второй и третий — в режиме x8.
Заключение
Системная шина является своеобразной кровеносной «артерией» любого компьютера, обеспечивающей передачу данных от «сердца» материнской платы – процессора к остальным микросхемам материнской платы и, прежде всего, к северному мосту, управляющем работой оперативной памяти. В настоящее время в различных архитектурах материнских плат можно встретить как традиционную шину FSB, так и имеющие сложные топологии высокоэффективные шины Hypertransport и QPI. Характеристики, производительность и архитектура системной шины являются важными факторами, которые определяют потенциальные возможности компьютера.